Естественная и искусственная тяга

Внешняя сила, которая принуждает воздух поступать в топку, а газообразные продукты сгорания двигаться по газоходам и дымовой трубе в атмосферу, называется тягой.

Различают естественную и искусственную тягу. Естественная тяга обеспечивается дымовой трубой, а искусственная создается дымососом.

Действие дымовой трубы основано на законе сообщающихся сосудов. Вес атмосферного воздуха (см. рис.) больше веса такого же столба горячих продуктов сгорания в дымовой трубе. Вследствие этого наружный холодный воздух входит в топку, преодолевая сопротивление топки, газоходов, теплоиспользующих элементов.

Тяга, создаваемая дымовой трубой, зависит от высоты трубы и разности плотностей атмосферного воздуха и продуктов сгорания.

Схема естественной тяги

Схема естественной тяги

Естественная тяга тем больше, чем ниже температура атмосферного воздуха, выше температура продуктов сгорания, барометрическое давление и высота дымовой трубы.

Дымовые трубы выполняются стальными при высоте до 35 м, кирпичными — до 100 м, железобетонными — более 100 м.

Регулирование тяги

Регулирование тяги в схемах с искусственной тягой производится с помощью изменения угла поворотных лопаток осевого направляющего аппарата дымососа.

Недостаток тяги может быть причиной неполного сгорания газа из-за уменьшения количества поступающего в топку вторичного воздуха. При неполном сгорании топлива и недостатке тяги продукты неполного сгорания топлива могут попадать в помещение котельной и вызывать отравление обслуживающего персонала.

Излишне сильная тяга в топке приводит к большим присосам воздуха в топку и газоходы, в результате чего понижается температура в зоне горения, увеличиваются потери теплоты с уходящими газами. Кроме того, излишне сильная тяга в топке способствует отрыву пламени от горелки.

Причинами нарушения тяги являются:

а) увеличение присосов воздуха в топку и газоходы;
б) неисправность дымососа;
в) ветровой подпор и опрокидывание тяги в результате воздействия ветра из-за недостаточной высоты трубы;
г) частичное или полное обрушение газоходов;
д) охлаждение уходящих дымовых газов ниже точки росы.