В котельной установлено 3 питательных насоса ЦНСГ 60-330.
Устройство насоса
Насос состоит из корпуса и ротора. К корпусу относятся всасывающая 21 и нагнетающая крышки 11, корпуса направляющих аппаратов 12 с направляющими аппаратами 13 и кронштейны 1 и 25. Корпуса направляющих аппаратов и крышки стягиваются стяжными шпильками 17.
Стыки корпусов направляющих аппаратов уплотняются резиновым шнуром 18 диаметром 6 мм средней твердости. Исполнение шнуров зависит от назначения насосов.
Ротор насоса ЦНСГ 60-330 состоит из вала 3, на котором установлены рабочие колеса 16, дистанционная втулка 10 и диск гидравлической пяты 6. Все эти детали стягиваются на валу гайкой вала 4. Места выхода вала из корпуса уплотняются сальником 5, пропитанным антифрикционным составом. Сечение сальника – квадрат со стороной 10 мм. Кольца набивки на валу устанавливаются с относительным смещением разрезов на 120 градусов.
Опорами ротора служат два радиальных сферических подшипника 34, которые установлены в кронштейнах 1 и 25 по скользящей посадке, позволяющей перемещаться ротору в осевом направлении.
Места выхода вала из корпусов подшипников уплотняются манжетами 32. Подшипниковые камеры закрыты крышками 28 и 37, закрепляемыми болтами с гайками. Для предупреждения попадания воды в подшипниковые камеры установлены кольца 2 и 30.
Корпус направляющего аппарата 12, аппарат направляющий 13, колесо рабочее 16, кольца уплотняющие 14 и 15 в своей совокупности образуют секцию насоса.
Принцип работы насоса ЦНСГ 60-330
Работа насоса основана на взаимодействии лопаток вращающегося рабочего колеса и перекачиваемой жидкости. Вращаясь, рабочее колесо сообщает круговое движение жидкости, находящейся между лопатками. Вследствие возникающей центробежной силы жидкость от центра колеса перемещается к внешнему выходу, а сообщающееся пространство вновь заполняется жидкостью, поступающей из всасывающей трубы под действием атмосферного или избыточного давления.
Выйдя из рабочего колеса, жидкость поступает в каналы направляющего аппарата и затем во второе рабочее колесо с давлением, созданным в первой секции, оттуда жидкость поступает в третье рабочее колесо с увеличенным давлением, созданным второй секцией и т. д.
Выйдя из последнего рабочего колеса, жидкость через направляющий аппарат проходит в крышку нагнетания, откуда поступает в нагнетательный трубопровод. Благодаря тому, что корпус насоса состоит из отдельных секций, имеется возможность, не меняя подачи, менять напор путем установки нужного числа рабочих колес, направляющих аппаратов с корпусами. При этом меняется только длина вала, стяжных шпилек и рукава 31 системы обводнения.
Во время работы насоса, вследствие давления жидкости на неравные по площади боковые поверхности рабочих колес, и возникает осевое усилие, которое стремится сместить ротор насоса в сторону всасывания. Для уравновешивания указанного осевого усилия в насосе применяется гидравлическая пята, состоящая из диска гидравлической пяты 6, кольца гидравлической пяты 7, втулки разгрузки 9 и втулки дистанционной 10.
Во время работы насоса жидкость проходит через кольцевой зазор, образованный втулками разгрузки 9 и дистанционной 10, и давит на диск гидравлической пяты 6 с усилием, которое по величине равно сумме усилий, действующих на рабочие колеса , но направленное в сторону нагнетания. Таким образом ротор насоса оказывается уравновешенным. Равенства усилий устанавливаются автоматически, благодаря возможности осевого перемещения ротора насоса.
Между валом и сальниками всегда должна протекать перекачиваемая жидкость в количестве 15-30 л/ч. Излишнее затягивание сальников ускоряет износ вала и увеличивает потери на трение.
Ротор насоса приводится во вращение от электродвигателя через упругую втулочно-пальцевую муфту, состоящую из двух полумуфт, которые соединяются между собой через резиновые втулки, установленные на цилиндрические стальные пальцы, жестко закрепляемые в полумуфте электродвигателя.
Вращение ротора насоса – правое (по направлению движения часовой стрелки), если смотреть со стороны электродвигателя.
Конструкция насосов для горячей воды предусматривает охлаждение подшипников от постороннего источника.