Меры безопасности при обслуживании электроприводов

Электроприводы производственных машин, насосов, вентиляторов и всевозможных станков, как правило, оборудованы трехфазными асинхронными электродвигателями, а в ряде установок, требующих широкого и плавного регулирования частоты вращения, применяют двигатели постоянного тока.

Для обслуживающего персонала опасными факторами являются движущиеся части машин и механизмов, механических передач, а также токоведущие части системы электропитания и цепей управления. Опасен и металлический корпус, если при отсутствии его заземления (зануления) случится повреждение изоляции и он окажется под напряжением.

Большую опасность представляет внезапный пуск агрегата в то время, когда на приводе находятся люди, производящие какие-либо работы. Поэтому во избежание несчастных случаев при обслуживании электроприводов необходимо соблюдать ряд специальных требований правил техники безопасности:

1. При осмотре, очистке от пыли кожухов электродвигателя и аппаратуры управления без отключения и остановки электропривода следует убедиться, что корпуса и кожухи надежно присоединены к магистрали заземления или нулевому проводу.

2. Все неизолированные токоведущие части и вращающиеся части электропривода должны иметь ограждения, снимать которые во время работы не допускается.

3. Работы по текущему ремонту и испытаниям изоляции приводного электродвигателя и пускорегулирующих аппаратов разрешаются только электротехническому персоналу, который в электроустановках до 1000 В должен иметь квалификационную группу по ТБ не ниже III, выше 1000 В — группу IV. Работы, проводимые дежурным персоналом на закрепленном за ним цеховом электрооборудовании, проводятся в порядке текущей эксплуатации (перечень работ утверждается лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия, например главным энергетиком или начальником электроотдела) с соблюдением следующих мер безопасности;

а) после отключения электропривода для проведения на нем каких-либо работ необходимо на пусковом устройстве повесить запрещающий переносной плакат с надписью «Не включать — работают люди». При этом должен быть или видимый разрыв цепи, или между контактами закрытого аппарата, например контактора, проложен листовой изоляционный материал, или отсоединены отходящие в сторону электродвигателя питающие его провода;

б) если электродвигатель силовой установки (насоса, вентилятора, компрессора и т. п.) работает при напряжении выше 1000 В, например 6 кВ, и получает питание от шин распределительного устройства подстанции, то необходимо на этой подстанции отключить питающий кабель выключателем и разъединителем (видимый разрыв цепи!), запереть их приводы и вывесить на приводах выключателя и разъединителя запрещающие плакаты. Об отключении двигателя в ремонт в журнале дежурного делается запись с указанием фамилии лица, давшего указание об отключении электропривода. Снимать предупреждающие плакаты и включать электропривод в работу можно только после окончания работы на нем и оформления окончания записью в журнале;

в) на вращающемся электродвигателе разрешается шлифование контактных колец стеклянной шкуркой при помощи деревянной колодки. Применяемые при этом инструменты должны быть с изолирующими рукоятками;

г) допускаются работы в цепи пускового реостата у включенного асинхронного электродвигателя с контактными кольцами, но при условии, что ротор замкнут накоротко при полностью выведенном сопротивлении реостата. При этом следует стоять на резиновом коврике или быть в диэлектрических галошах и работать инструментами с изолированными рукоятками. Работа в пусковых аппаратах, установленных в цепи питания обмоток статора, допускается только при снятом напряжении с токоведущих частей;

д) если в ремонт выведен электродвигатель насоса или вентилятора, то необходимо предупредить вращение электропривода со стороны механизма (насос может начать работать как турбина, вентилятор — прийти в движение от напора воздуха), для чего следует закрыть соответствующие вентили на трубопроводе или шиберы на воздуховоде вентиляционной установки.

4. Перед пуском главного электропривода крупных производственных машин (конвейер, транспортер, рольганг, литьевая машина и т. п.) следует подавать звуковой сигнал для предупреждения рабочих во избежание травмирования их внезапным движением механизмов.